Интерактивный портал

Минсоцзащиты Забайкальского края

ГКУ "Краевой центр занятости населения"

Войти через госуслуги

Как выбрать профессию

Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни. Определение профессии включает в себя очень многое, но прежде всего: — кем быть; — к какой социальной группе принадлежать; — какой стиль жизни выбрать; — какие цели определить для себя в будущем. В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сферы человеческой деятельности, постоянно изменяются вместе с развитием общества, науки и техники, но при этом многие профессии сохраняют свои главные признаки и сопровождают человечество в течение столетий. В науке и практике имеется много классификаций профессий. Мы предлагаем вашему вниманию классификацию профессий, разработанную российским психологом, профессором Е.А. Климовым, используемую многими профконсультантами и лежащую в основе многих профориентационных методик.
Все профессии условно можно разделить на пять классов.

1. Профессии типа «Человек — природа», в которых специалист имеет дело (работает) с объектами живой (растениями, животными, микроорганизмами) и неживой природы (минералы, водные объекты и т.д.). Например: агроном, охотовед, ветеринарный врач, эколог, спелеолог, геолог и т.д. Профессионально важные качества:  — разнообразные умения (от рисования до управления машинами и их комплексами), навыки планомерных и систематических наблюдений, прогнозирование результата, в некоторых случаях знания по биологии, химии; — хорошее физическое развитие, крепкое здоровье, цветовое зрение; — хорошее распределение внимания образная зрительная память, богатое воображение; — способность терпеливо ждать отсроченного результата; — интерес и особое уважительное отношение к «живому»; — способность быстро восстанавливать работоспособность при высоких физических нагрузках и т.д. Противопоказания: — слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, препятствующие активной ходьбе, серьезные дефекты зрения; — отсутствие интереса к объектам живой природы и т.д.

2. Профессии типа «Человек — техника» — специалист работает с техникой, техническими системами, энергией, различными материалами и веществами. Например: инженер, радиомеханик, монтажник, токарь, слесарь и т.д. Профессионально важные качества:  — знания по физике, математике, химии, устройства и функции применяемых машин и инструментов, режимов работы техники, правил ее эксплуатации, умение разбираться в чертежах и схемах; — хорошие зрения и слух, линейный и объемный глазомер, высокая мышечная чувствительность, точность и быстрота движений, хорошая координация; — хорошее пространственное воображение, память на числовые параметры разного рода, высокий уровень концентрации, распределения и переключения внимания; — эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, способность принимать решения в короткий срок, дисциплинированность, осторожность; — интерес к технике, способность работать при ограниченных контактах с людьми; — способность быстро восстанавливать работоспособность при высоких физических нагрузках и т.д. Противопоказания: — нарушения опорно-двигательного аппарата (рук, ног, позвоночника и т.д.); — рассеянность, эмоциональная неустойчивость и т.д.

3. Профессии типа «Человек — человек», в которых специалист работает прежде всего с людьми, группами, коллективами. Например: педагог, психолог, врач, журналист, медицинская сестра и т.д. Профессионально важные качества:  — умение общаться, устанавливать контакты, в некоторых случаях знания по педагогике, психологии; — располагающее поведение и наружность, четкая и понятная речь, выразительная мимика; — внимание к проявлениям чувств, ума и характера человека; — хороший самоконтроль, устойчивость к эмоционально напряженным ситуациям; — интерес к людям, доброжелательность, снисходительное отношение к различным нестандартным проявлениям внешности, поведения, образа мыслей; — артистические способности; — способность к самостоятельной нормализации своего эмоционального состояния и т.д. Противопоказания: — выраженные физические недостатки, дефекты речи; — равнодушие к людям, замкнутость, необщительность и т.д.

4. Профессии типа «Человек – знаковая система» — в этих профессиях специалист имеет дело с обработкой информации в виде условных знаков, цифр, букв, искусственных и естественных языков. Например: оператор, программист, переводчик, лингвист, бухгалтер и т.д. Профессионально важные качества:  — умение длительно работать с цифрами, схемами, графиками, буками, знание правил работы с конкретными знаковыми системами; — быстрые и точны движения пальцев рук, четкий и красивый почерк, хорошее владение письменной речью, грамотность; — высокий уровень концентрации внимания, способность воспринимать и удерживать в памяти информацию больших объемов, аналитическое мышление; — терпение, усидчивость, способность контролировать ход и правильность умственных действий; — интерес к работе со знаковыми системами, способность к выполнению однообразной работы при ограниченных контактах с людьми; — способность быстро восстанавливать умственную работоспособность и т.д. Противопоказания: — наличие психических и неврологических заболеваний, связанных с нарушением внимания и повышенной возбудимостью; — неспособность к монотонной однообразной работе и т.д.

5. Профессии типа «Человек – художественный образ» — это прежде всего профессии, связанные с созданием и воспроизведением различных художественных образов, их элементов, частей. Например: художник, дизайнер, актер, артист и т.д. Профессионально важные качества:  — развитое эстетическое чувство; — высокий уровень развития функциональных способностей (пространственный глазомер, вкусо— и цветоощущения), устойчивость к длительным нагрузкам отдельных групп мышц; — нестандартное мышление, хорошо развитое воображение, фантазия; — усидчивость, терпение, способность к многократным переделкам сделанного, ожиданию отсроченного результата, устойчивость к нервным нагрузкам; — отношение к миру с позиции преобразователя, т.е. стремление изменить окружающее; — способность смотреть на обыденное «свежим» взглядом; — способность к быстрому восстановлению физической работоспособности, нормализации своего эмоционального состояния и т.д. Противопоказания: — функциональные нарушения (зрения, слуха, обоняния); — неспособность к преодолению шаблонов и стереотипов и т.д.